Банк России отозвал сегодня лицензии у трех банков: питерских банков "Евросиб" и "Фининвест", а также у московского банка "ИстКом-Финанс", сообщается на сайте мегарегулятора.
Решение об отзыве лицензии у банка "Фининвест" принято в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов о банковской деятельности, а также нормативных актов Банка России, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, говорится в сообщении ЦБ.
Банком России в рамках надзора за деятельностью банка "Фининвест" установлена существенная недостоверность его отчетности. Кредитная организация проводила высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. Адекватная оценка принимаемых рисков и достоверное отражение стоимости активов банка приводит к полной утрате его собственных средств. При этом банк не исполнил требование надзорного органа о создании необходимых резервов на возможные потери и представлении отчетности, отражающей его реальное финансовое положение.
Также руководство и собственники банка "Фининвест" не предприняли действенные меры по нормализации его деятельности и восстановлению финансового положения. Ввиду низкого качества активов кредитной организации осуществление процедуры финансового оздоровления банка с привлечением государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) на разумных экономических условиях не представлялось возможным.
Учитывая отсутствие перспектив восстановления финансового положения банка и во избежание дальнейшего усугубления ситуации, Банк России принял решение о прекращении его деятельности. В соответствии с приказом Банка России от 7 июля в банк "Фининвест" назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.
Банк "Фининвест" является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем, предусмотренным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в отношении обязательств банка по вкладам населения, определенным в установленном законодательством порядке. По величине активов "Фининвест" на 1 июня 2014 года занимал 179 место в банковской системе России.
"Решение же об отзыве лицензии у московского банка "ИстКом-Финанс" принято Банком России в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, отмечается в пресс-релизе ЦБ. Ранее, в июне, банк утратил лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
"В связи с потерей ликвидности ООО КБ "ИКФ" не обеспечивало своевременное исполнение обязательств перед вкладчиками. При этом кредитная организация представляла в Банк России существенно недостоверную отчетность, скрывающую наличие основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) и отзыва лицензии на осуществление банковских операций", - поясняется в релизе. По величине активов на 1 июня банк занимает 727 место в банковской системе России. Банк участвует в системе страхования вкладов.
"ОАО "Евросиб Банк" проводило высокорискованную кредитную политику и не создавало адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудной задолженности. При этом кредитная организация не выполняла требования предписаний надзорного органа о достоверном отражении в учете и отчетности своего финансового положения. В связи с этим представляемая в Банк России отчетность банка являлась существенно недостоверной", - говорится в пресс-релизе ЦБ.
Кроме того, "Евросиб" не соблюдал требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в части своевременного направления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и надлежащей идентификации своих клиентов. Банк является участником системы страхования вкладов. По величине активов на 1 июня занимает 652 место в банковской системе РФ.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) начнет выплаты вкладчикам банков "Фининвест", "Евросиб" и "ИстКом-Финанс" не позднее 21 июля 2014 года, сообщает пресс-служба агентства.
"В связи с тем, что указанные банки являются участниками системы обязательного страхования вкладов, каждый их вкладчик, в том числе индивидуальный предприниматель, имеет право на получение в кратчайшие сроки страхового возмещения, предусмотренного Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-Ф3 "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", - указывается в сообщении.
http://www.rg.ru/2014/07/07/bank-anons.html
|
С сегодняшнего дня Центробанк начинает тотальный контроль за изменениями в капитале небольших банков. Об этом говорится в письме первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, которое накануне было разослано в территориальные управления регулятора. Таким образом, в России продолжается оздоровление банковской системы.
Это необходимо "в целях осуществления контроля за правомерностью увеличения собственных средств (капитала) банками, величина которых на 1 мая 2014 года составила менее 300 миллионов рублей", говорится в письме. Как пишут известия, таких финансовых организаций на данный момент 106.
Насторожить проверяющих должны любые источники прироста капитала банков. А именно - источники формирования средств, привлеченных в качестве субординированных кредитов и депозитов (в этом случае сотрудники должны проверить их "прозрачность, достаточность собственных средств у компании, предоставившей кредит"), а также качество активов, образовавшихся в период, предшествующей его привлечению.
Если кредитная организация не представит полную информацию по источникам средств, Центробанк требует от главков детального анализа ситуации и срочного информирования департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления ЦБ. Нарушителям грозят различные меры надзорного реагирования, и даже отзыв лицензии.
Так что в ближайшее время ненадежных банков в России может стать еще меньше.
http://www.rg.ru/2014/07/01/bank-site-anons.html
|
Российская промышленность в ближайшее время может сделать значительный рывок вперед. Правительство одобрило нашумевший законопроект о промышленной политике, который предполагает огромное количество мер поддержки для российских предприятий.
В правительстве напоминают, что важнейшим сектором занятости населения и производства доходов в предстоящие 15 лет будут базовые отрасли промышленности, где Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. "Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности", - сказано в сообщении. Именно поэтому и понадобился этот масштабный проект.
Документ закрепляет весь спектр мер поддержки российских отраслей промышленности, о которых уже на протяжении многих месяцев говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Это и ограничение госзакупок иностранной техники, и существенное снижение процентных ставок по кредитам для эффективных предприятий, и специальные десятилетние контракты для инвесторов, защищающие от возможного ухудшения налогового климата, и создание фондов поддержки отдельных субъектов промышленности, которые будут финансироваться из федерального бюджета, и так далее.
"Законопроект не предусматривает закрытого перечня мер стимулирования промышленной деятельности, а устанавливает либо особенности применения уже существующих мер стимулирования (например, особенности предоставления субсидий), либо новые, не предусмотренные действующим законодательством, меры. Например, субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отраслей промышленности, заключение специальных инвестиционных контрактов", - сказано в сообщении пресс-службы правительства.
Особой мерой стимулирования промышленной деятельности станет так называемый специальный инвестиционный контракт, который будет заключаться между Российской Федерацией в лице уполномоченного органа и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции в России и иные обязательства социально-экономического характера.
Проект документа будет рассмотрен в ближайшее время на заседании правительства.
http://www.rg.ru/2014/06/24/promishlennost-site.html |
«Яндекс» купил один из крупнейших российских автомобильных сайтов Рунета Auto.ru за $175 млн. Почему покупка обошлась интернет-гиганту так дорого?
Если спросить у любого желающего продать свой автомобиль, где он собирается размещать объявление, то одним из первых ответов будет сайт Auto.ru. Появившийся в середине 1990-х портал стал аккумулировать вокруг себя автолюбителей: кто-то размещал объявления о продаже, другие искали себе новое авто, а многие общались на местном форуме. Скоро Auto.ru станет частью «Яндекса», хотя сделка могла состояться еще 9 лет назад за сумму, в 17 раз меньшую.
К концу 2005 года основатель и крупнейший акционер Auto.ru Михаил Рогальский договорился со своим бизнес-партнером Дмитрием Волковым об обмене активами. Он отдавал долю в совместном проекте Realty.ru (25% минус одна акции), а взамен получал 24,9% Auto.ru. Став единственным владельцем компании, Рогальский поделился акциями с женой Ольгой — на нее же был перегистрирован домен auto.ru. Именно Ольга Рогальская, бухгалтер по профессии, занималась в компании всеми финансовыми процессами.
Все это было подготовкой к сделке: по данным СМИ, Рогальский искал покупателя на свой проект. Называли даже предположительную сумму сделки — $8-10 млн. Переговоры, например, одно время вела компания «Пронто», которая издает газету «Из рук в руки». Как рассказывает владелец компании Liveinternet Герман Клименко, о покупке Auto.ru подумывали и в «Яндексе». Но тогда сделка так и не состоялась. Клименко считает, что стороны не сошлись в цене. Рогальский еще на 7 лет остался у руля своей компании.
Пора на покой
Весной 2013 года у Auto.ru сменилось руководство. Гендиректором компании стала ее сотрудница Екатерина Шарпан. Рогальский объяснял, что хочет отойти от операционного управления и заняться развитием продуктового направления. Тогда же у сайта сменился формальный владелец — все акции ООО «Авто.ру», которые до этого принадлежали супругам Рогальским, были переданы швейцарской инвестиционной компании Immerberait AG, созданной в 2012 году. Однако никаких объявлений о продаже не прозвучало, да и Рогальский, по всей видимости, продолжил влиять на принятие решений в Auto.ru.
Собеседники Forbes утверждают, что переговоры «Яндекс» вел именно с основателем автопортала.
Спустя почти десять лет «Яндекс» заплатил за Auto.ru $175 млн. Эту сумму опрошенные участники рынка называют запредельно высокой. В «Яндексе», однако, считают, что совершили выгодную сделку и обращают внимание на высокую маржинальность бизнеса интернет-объявлений при низких капитальных затратах.
Автомобильные сервисы с объявлениями являются одними из самых популярных и прибыльных интернет-ресурсов в США. Там их реклама размещается во время трансляции SuperBowl (а это главное рекламное событие страны) наравне с рекламой автомобильных брендов. Второй по величине сайт по продаже автомобилей в США Cars.com, ежегодный доход которого достигает $500 млн, в марте 2014 года был выставлен на продажу за $3 млрд.
По оценке AdIndex на основе данных мониторинга TNS Россия, в 2013 году выручка Auto.ru от продажи баннерной рекламы составила 483 млн рублей ($14,7 млн). У крупных конкурентов выручка от медийной рекламы ниже — у «Авто Mail.Ru» 295 млн рублей, а у «Авторамблера» — 154 млн рублей. На этом фоне позиции «Яндекса» выглядят особенно слабо: у автомобильного раздела интернет-гиганта «Яндекс.Авто» выручка от рекламы составила в 2013 году всего 30 млн рублей.
В интервью двухлетней давности Рогальский говорил, что баннерная реклама приносит Auto.ru только 60% доходов, остальное сайт зарабатывает на собственных услугах, связанных с продвижением объявлений. Если это соотношение сохранилось, то общая выручка компании за прошлый год достигает 800 млн рублей ($24,4 млн).
Плата за бренд
Прибыльность Auto.ru, вкупе с хорошей узнаваемостью бренда, и определила столь высокую оценку компании, считает Леонид Делицын, ведущий инвестиционный аналитик ИК «Финам». «У Auto.ru есть репутация многолетнего лидера рынка, ни один портал не смог вытеснить или пошатнуть его позиции как самого известного бренда в этой сфере», — говорит он. Кроме того, по словам эксперта, сделки в интернет-области часто заключаются из расчета, что компания начнет показывать куда более значительный доход через два-три года.
Зачем Михаилу Рогальскому было продавать компанию, приносящую стабильный и высокий доход?
По словам источников на рынке, в последний год владельцы Auto.ru задумались о продаже компании. Как объясняет генеральный директор «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев, Auto.ru начал терять свои позиции: «Появились конкуренты в лице автомобильных порталов, часть рынка забрали под себя доски объявлений, типа Avito, часть аудитории разошлась по многочисленным тематическим форумам». Продажа «Яндексу» за такую высокую сумму оказалась крайне удачным выходом для Рогальского. В Auto.ru отказались комментировать сделку. Михаил Рогальский на запрос Forbes не ответил.
Перед покупкой сайта «Яндекс», скорее всего, провел оценку конкурентов Auto.ru. «Я уверен, что они со всеми поговорили», — рассуждает Герман Клименко. Однако, как считают опрошенные эксперты, именно Auto.ru был для интернет-гиганта наиболее удачной покупкой — как за счет удобного сервиса, так и и за счет хорошей репутации. «Очевидно, что покупка игрока номер один в своей нише — это самое простое и, как правило, верное решение», — говорит Ильин-Адаев.
При этом заместитель генерального директора Rambler&Co Макс Тадевосян считает, что «Яндекс» был не единственным претендентом на актив. Он объясняет это повышенным интересом со стороны инвесторов в области растущего сегментаclassifieds: «Сейчас наблюдается некий всплеск со стороны сторонних инвесторов к интернет-активам, и в связи с этим стоимости активов разогреваются достаточно быстро».
Куда клонит «Яндекс»?
Сайт Auto.ru был создан в 1996 году. В первый год, как вспоминал в интервью Forbes Михаил Рогальский, конкурентов у портала вообще не было. За 18 лет проект вырос в один из крупнейших автомобильных сайтов в Рунете. Его же считают и одним из главных трендсеттеров в профильной нише — к примеру, Auto.ru первым в Рунете, как рассказывает главный редактор Motor.ru Михаил Цымбал, завел специальный сервис «Конференции» для обсуждения автомобильных марок: «Там обсуждали все: что сломалось, где купить запчасти, где починить, — и это было жутко популярно. Из «Конференций» Auto.ru выросли уже современные клубы отдельных марок, которые теперь стали самостоятельными ресурсами».
Аудитория Auto.ru в апреле 2014 года составила, по оценкам TNS Web Index, 5,8 млн человек. Однако главный актив сайта — это не аудитория, а база по частным объявлениям, до сих пор остающаяся самой крупной в Рунете. Собственный сайт «Яндекса» — «Яндекс.Авто», представляющий собой агрегатор, собирающий информацию с других сайтов о купле-продаже автомобилей, — такой базы не имеет.
Более того, тот же Auto.ru, говорит Ильин-Адаев, долгое время отказывался предоставлять «Яндексу» доступ к своей базе. «Купив Auto.ru, «Яндекс» решил, как минимум, эту проблему, — замечает он. — Теперь он становится самым крупным обладателем автомобильного контента в Рунете и получает множество вариантов для его монетизации».
В «Яндексе» говорят, что в ближайшем будущем не планируют интегрировать сайт с другими своими сервисами. При этом в компании отмечают, что планируют развивать сервис с помощью «рекомендательных и других технологий «Яндекса», которые могут помочь пользователям Auto.ru». «Яндекс» наверняка будет развивать сайт хорошо, как умеет это делать, — у Auto.ru есть и каталог автомобилей, и большая база пользователей с отзывами по эксплуатации, и куча профильных тем по продаже автошин б/у или мотоциклов. Все это простор для работы с мелкими рекламодателями, с которыми сейчас никто в автосегменте толком не сотрудничает, а «Яндексу» с его рекламными механизмами будет по силам их привлечь», — считает Михаил Цымбал.
Наиболее вероятные сервисы для интеграции с Auto.ru в будущем — это тот же «Яндекс.Авто» и «Яндекс. Маркет». Однако Герман Клименко считает, что приобретение Auto.ru может косвенно помочь и в развитии сервиса «Яндекс.Такси». К примеру, «Яндекс» может заняться автомобильным кредитованием для своих таксистов — так делают многие компании, владеющие таксопарками.
«Для «Яндекса» Auto.ru — это выход на рынок, это связи, — говорит Клименко. — Если «Яндекс» планирует расширять свое присутствие на автомобильном рынке, это очень удачное приобретение».
C покупкой «Кинопоиска» (сайт был приобретен в декабре 2013 года за $80 млн) и Auto.ru «Яндекс» не только продолжает покупку успешных интернет-брендов. «Очевидно, что «Яндекс» начал выстраивать тематические вертикали, — говорит Филипп Ильин-Адаев. — Самые простые и монетизируемые из них — авто, финансы и недвижимость». Неслучайно на медиарынке уже заговорили, что следующей покупкой «Яндекса» может стать сайт объявлений о продаже и аренде квартир Cian.ru.
http://www.forbes.ru/tekhnologii/internet-i-svyaz/260217-tachka-na-prokachku-zachem-yandeks-vvyazalsya-v-torgovlyu-poderz
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/tekhnologii/internet-i-svyaz/260217-tachka-na-prokachku-zachem-yandeks-vvyazalsya-v-torgovlyu-poderz
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/tekhnologii/internet-i-svyaz/260217-tachka-na-prokachku-zachem-yandeks-vvyazalsya-v-torgovlyu-poderz
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/tekhnologii/internet-i-svyaz/260217-tachka-na-prokachku-zachem-yandeks-vvyazalsya-v-torgovlyu-poderz
|
Почти половина этих денег осела в банках Швейцарии
В 2013 году в России появилось 33 000 новых миллионеров, теперь капиталом свыше $1 млн располагают 213 283 семьи. Такие данные в отчете «Мировое благосостояние в 2014 году» приводит Boston Consulting Group. По данным исследования, прошлый год для наших миллионеров в целом был успешным: частный российский капитал вырос в 2013 году на 22% до $1,9 трлн. Финансовый капитал у частных лиц в среднем в мире рос не так быстро — на 15% и достиг $152 трлн.
BCG оценивает благосостояние частных лиц в 63 странах, чей внутренний валовый продукт составляет 95% от мирового. Методика включает официальную статистику роста экономики и сбережений, данные инвестиционных, страховых и пенсионных фондов, а также оценки рынка управления благосостоянием. Из отчета следует несколько интересных выводов о том, как капиталисты в России наживают свои миллионы и куда утекают деньги.
Если ориентироваться на официальную статистику, источники роста частного капитала в России не очевидны. По данным Росстата, реально располагаемые доходы у населения в 2013 году выросли всего на 3%, а к апрелю 2014 года в годовом выражении они даже снизились. Каким образом на фоне замедления роста экономики и падения фондовых индексов в России частный капитал вырос более чем на 20%?
Эксперты отмечают, что доля теневой экономики в России традиционно высока, а объемы вывода средств за рубеж значительны. Поэтому они советуют корректировать данные о доходах через подсчет расходов, инвестиций и накоплений. Например, рынок вкладов в прошлом году вырос на 19%, а это сопоставимо с данными роста благосостояния BCG.
По данным BCG, прирост нового капитала в России обеспечили рост ВВП (+6,7%) и проценты по депозитам (+10%). Кроме того, капитал вырос благодаря переоценке акций (+15%) и облигаций (+4%). Переоценка акций включает неторгуемые бумаги предприятий в собственности, которые сложно быстро реализовать.
Свой вклад в прирост нового капитала внесло развитие окологосударственного бизнеса, связанного с освоением триллионов рублей, выделенных на мегастройки, в том числе Олимпиаду в Сочи, замечает управляющий директор Axioma Wealth Management Алексей Голубых. Однако драйвером роста, по его словам, в прошлом году были финансовые инвестиции.
«Инвесторы неплохо зарабатывали даже на консервативных облигационных портфелях — свыше 10% годовых. Еще больше возможностей у инвесторов было на рынке акций — например, индекс S&P вырос за год на 27%, бумаги Apple в течение полугода — в полтора раза, расписки «Евраза» с прошлого года подорожали в два раза», — перечисляет Голубых.
Благосостояние инвесторов-миллионеров, как правило, напрямую не зависит от состояния отдельно взятой экономики или фондовых рынков, говорит главный исполнительный директор «Уралсиб Private Bank» Ольга Дегтярева. При грамотном инвестировании, они могут защищать капитал и преумножать его вне зависимости от динамики фондовых индексов. Тем не менее, BCG в следующие пять лет прогнозирует снижение среднегодовых темпов прироста российских капиталов почти в два раза, до 13%.
По данным BCG, наиболее успешны инвесторы с размером капитала $5-100 млн — в прошлом году их благосостояние выросло на 34%.
Мультимиллионеры показывают худшую динамику — они преумножили свои состояния в среднем на 26%. «Найти на рынке инструменты для инвестиций на миллиарды долларов значительно тяжелее, чем найти инструменты для инвестиций десятка миллионов», — поясняет предправления «М2М Прайвет Банка» Олег Сафонов.
Какими бы ни были источники доходов, более половины своих капиталов российские миллионеры размещают за рубежом. Из отчета BCG следует, что $1,2 трлн или 60% капитала россияне держат в кэше и на депозитах. К ним аналитики компании причисляют и ликвидные финансовые активы, в том числе ценные бумаги.
Российскую прописку, по официальным данным, имеет только часть этих средств. По данным Росстата и ЦБ, вклады населения в банках на начало года составили $518 млрд, наличные — $122 млрд, вложения в ценные бумаги — $60 млрд, наличная валюта в долларовом эквиваленте — $23 млрд, итого — $723 млрд.
Следовательно, за рубежом россияне «припарковали» финансовые активы на $500 млрд.
Весь рынок офшорного банкинга в 2013 году BCG оценил в $8,9 трлн. Получается, что доля России в мировом благосостоянии всего 1%, а на рынке частных банковских услуг для иностранцев почти 6%. В отчете также сказано, что миллионеры из Восточной Европы, из которых россиян около 70%, разместили в финансовых институтах Швейцарии $300 млрд. Таким образом, почти половину из полутриллиона долларов оффшорных денег россияне хранят на счетах в швейцарских банках.
Кроме того, частный российский капитал на треть, или на $0,6 трлн, состоит из акций, куда BCG включает предприятия в частной собственности. Большая часть этого состояния также оформлена на различные структуры за рубежом. По оценке партнера UFG Wealth Management Дмитрия Кленова, за пределами России размещено около 60-70% крупного частного капитала, в том числе через фонды и трасты.
Объем выведенного за рубеж капитала свидетельствуют о фундаментальных проблемах с институтом частной собственности в России.
«Обладатели крупных состояний не верят в защищенность прав собственности, не доверяют российской финансовой системе и считают, что за рубежом будет надежнее», говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он не ожидает, что курс правительства на деофшоризацию экономики приведет к репатриации капиталов в Россию, так как при возврате средств налоговая нагрузка для бизнесменов и инвесторов увеличится.
«Можно ожидать частичной репатриации российского капитала. Но вряд ли это коснется крупнейших состояний, — уточняет Кленов. — Во всем мире одним из наиболее эффективных методов возвращения капитала является налоговая амнистия, тем не менее, в России этот инструмент не зарекомендовал себя как эффективный».
http://www.forbes.ru/finansy/igroki/259755-russkie-millionery-pereveli-za-rubezh-poltrilliona-dollarov
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/finansy/igroki/259755-russkie-millionery-pereveli-za-rubezh-poltrilliona-dollarov
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/finansy/igroki/259755-russkie-millionery-pereveli-za-rubezh-poltrilliona-dollarov
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/finansy/igroki/259755-russkie-millionery-pereveli-za-rubezh-poltrilliona-dollarov
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/finansy/igroki/259755-russkie-millionery-pereveli-za-rubezh-poltrilliona-dollarov
|
Вместо туристов осваивать новые российские земли едут чиновники и представители госкомпаний. Российский бизнес пока приглядывается
Автомобильная очередь упирается в ворота порта Кавказ. Отсюда три парома перетаскивают на крымский берег легковушки, грузовички, автобусы и фуры — в каждом умещается машин сорок. Четвертый паром, приплывший из Греции гигант на 160 машиномест, накануне сделал пару рейсов и сошел с маршрута. Мы простояли в очереди всю ночь, больше 9 часов, и только-только подобрались к шлагбауму на въезде в порт. Водитель с крымскими номерами не теряет оптимизма и кричит кому-то в трубку:
«Конечно приезжайте, чего думать — море теплое, жилье найду дешевое. Паром? Да, пулей пролетите».
Реклама Крыму сейчас не помешает: сезон обещает быть провальным. Каждый год на полуостров приезжало около 6 млн туристов, в этом году в лучшем случае ожидается 2,5-3 млн. При этом, по прогнозам туроператоров, цены на отдых будут расти, а часть пансионатов и частных гостиниц разорится. Крымские власти утверждают, что такой расклад их совершенно не пугает — они заняты переходом под российскую юрисдикцию, загрузкой национализированных здравниц и легализацией теневого бизнеса. Из России ждут инвестиций и входа нового бизнеса. «У нас перезагрузка, — говорит замминистра курортов и туризма Крыма Игорь Котляр. — Процесс займет 2-3 года. Нельзя, если 30 лет все разваливалось, за 3 месяца все решить».
Место под солнцем
В 7 утра на Массандровском пляже Ялты появляются первые отдыхающие. Они невозмутимо проходят мимо рядов шезлонгов (аренда — 200 рублей в день) и расстилают свои коврики прямо на гальке. «Надо место занять. Это у нас многолетняя привычка», — объясняет семья из Днепропетровска. Вставать чуть свет необязательно: в конце мая на пляжах Южного Берега Крыма непривычно свободно. С начала года на полуостров приехало 1,168 млн человек, на 20% меньше, чем в прошлом году, подсчитали в Минкурортов.
Объясняется это просто: 70% отдыхающих приезжало в Крым из Украины, 25% — из России. На самолетах прилетало лишь 10%. Остальные добирались на машинах и поездах — в основном через Украину. Из-за железнодорожной блокады Крыма и боевых действий на Юго-Востоке туристический трафик оказался перекрыт: плохо едут украинцы и белорусы. «Вся надежда на российских туристов, но логистика у нас сильно хромает», — замечает Борис Зелинский, глава Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя.
«Да, надо больше паромов, — устало соглашается министр информации Крыма Дмитрий Полонский. — Мы зажаты этой транспортной составляющей: спрос больше, чем транспортная возможность. Украина за 23 года ничего не вложила в развитие инфраструктуры и портов. Теоретически и Ялта, и Евпатория могут принимать у себя корабли, но что там с дном, когда его чистили, что с причалами?»
Власти Крыма призывают туристов летать.
«Вы же не едете в Турцию на машине? — удивляется Полонский. — Наша задача, чтобы человек из любой точки России мог прилететь в Крым».
Бывший «народный мэр» Севастополя Алексей Чалый разрабатывает проект: каждый российский школьник должен побывать в Крыму и городе-герое Севастополе. Быстрее всех отреагировали в правительстве Рамзана Кадырова — этим летом отдыхать в новый российский регион отправят 8000 школьников из Чечни.
Первой нехватку туристов почувствовала на себе туриндустрия: из 825 крымских здравниц открыли сезон только 232. «Нет достаточного количества туристов, потеряли клиентуру из Украины», — объясняют в Министерстве туризма. Большая надежда была на коллективные путевки — в марте на волне патриотизма «Сахатранснефтегаз», Ленское речное пароходство, структуры «Ростеха» Туламашзавод и Тульский оружейный завод отрапортовали о том, что готовы отправить своих сотрудников отдыхать в Крым. А «Транснефть», «Согаз» и «Уральский никель» даже прислали своих эмиссаров подбирать санатории. Контрактов пока немного, замечают в Министерстве туризма, а крупный — и вовсе один: «Транснефть» присмотрела для своих сотрудников «Ай-Даниль».
Потери несет и частный бизнес. Из 6 млн туристов, приезжавших в Крым, почти 5 млн были дикарями — снимали комнаты или селились в частных гостиницах. В Крыму около 3500–4000 частных гостиниц, мини-отелей и пансионатов, из них почти 2\3 работают в тени — без кассовых аппаратов и уплаты налогов. Крымские власти предлагают частникам приобрести патент и платить налоги. Переживут этот процесс немногие. «Но я даже рад, что так происходит, — уверяет замминистра Котляр. — Весь этот теневой сектор — гостиницы, таксисты, кафе и транспортные компании — паразитировали на наших крымских курортах».
Время рывка
«Раньше [крымский] бизнесмен все понимал: кому платить и сколько. Если у тебя ресторан, то к тебе сначала приходили пожрать на халяву, а при Януковиче бандиты в погонах стали уже залезать прямо в капитал, — размышляет Сергей, крупный крымский ресторатор и девелопер. — Сейчас время неопределенности».
После присоединения Крыма к России местный бизнес оказался в экономической блокаде.
«Кредитные карты не ходят, зарплатные проекты не работают, банкоматов нет, украинские банки перестали работать, а российские только создаются», — с ужасом вспоминает Зелинский.
«Полный разрыв связей по Перекопу, — подтверждает совладелец украинского подразделения сети отелей «Ателики» Андрей Пылов. — Сижу сутками в компьютере и пересылаю деньги — все виснет и начинается эпоха взаимозачетов».
В Крыму высадился десант российских чиновников. Правда, не всем здесь рады. Нового начальника крымского ФСИНа, присланного из Москвы, бойцы местной самообороны развернули и отправили назад, рассказывают несколько источников в Совете министров, хотя во ФСИНе такого случая припомнить не могут. «Это было решение Сергея Аксенова: чтобы не плодить параллельные структуры, он решил максимально ограничить количество представительств федеральных органов власти, — говорит собеседник в Совете министров. — ФСБ, МВД, ФСО — без них не обойтись, но когда наезжают проверяющие — росреестры и россельхознадзоры — и требуют кабинеты и должности, так не годится».
Кабинетами дело не ограничивается. Сразу после присоединения Крыма к России администрация президента, ФСО, ФСБ и Минобороны стали новыми хозяевами бывших украинских здравниц, национализированных Верховным советом Крыма (см. «Дворец Сталина», «Дача Горбачева» и «Артек»: кому достанутся самые ценные объекты в Крыму). Не отстают и российские госкорпорации — подбирают себе участки под представительства и особняки. И уже взлетели цены. «Ликвидность недвижимости выросла в 5-8 раз» — подтверждает крупный ялтинский девелопер.
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/sobytiya/biznes/259437-perezagruzka-kryma-kak-mestnyi-biznes-uchitsya-zhit-v-novoi-strane
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/sobytiya/biznes/259437-perezagruzka-kryma-kak-mestnyi-biznes-uchitsya-zhit-v-novoi-strane
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/sobytiya/biznes/259437-perezagruzka-kryma-kak-mestnyi-biznes-uchitsya-zhit-v-novoi-strane
|
|
|