Налоговые органы информируют налогоплательщиков о том, как проходит процедура взыскания задолженности по налогам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и какие принимаются обеспечительные меры.
Итак, при неуплате либо неполной уплате суммы налога в установленный срок инспекция обязана принять меры по взысканию возникшей задолженности.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение налоговых обязательств является основанием для того, чтобы налоговый орган направил налогоплательщику (ответственному участнику КГН) требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Если это требование не исполняется в установленный срок, инспекция начинает процедуру взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Процедура бесспорного взыскания – это взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках или за счет иного имущества должника.
В первоочередном порядке инспекция взыскивает налоги, сборы, пени, штрафы, проценты за счет средств на банковских счетах организации или ИП, а также электронных денежных средств.
При неисполнении требования об уплате налоговой задолженности формирует решение о взыскании за счет средств на счетах в банках.
Обеспечительными мерами исполнения решения о взыскании является одновременное приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика и переводов электронных средств.
Если средств на счетах недостаточно, либо они отсутствуют вовсе, налоговый орган взыскивает задолженность за счет имущества плательщика. Для этого принимают соответствующее решение и направляют судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов для совершения исполнительных действий.
Обеспечительной мерой при этом является арест имущества. |
Налоговые инспекторы представили разъяснения о смягчающих обстоятельствах, оправдывающих совершенные налогоплательщиком нарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Поэтому налогоплательщик вправе обозначить иные факты, не поименованные в данном положении, которые, по его мнению, являются смягчающими. При этом признание указанных налогоплательщиком обстоятельств смягчающими является правом, но не обязанностью суда или налогового органа (постановления ФАС ВСО № А74-4786/2011; ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2014 № А05-8253/2013).
При наличии хотя бы одного из перечисленных факторов налоговый штраф может быть уменьшен минимум в два раза. Судебная практика свидетельствует о том, что наличие одновременно со смягчающими обстоятельствами отягчающих не является основанием для отказа в снижении штрафа (постановление ФАС УО № Ф09-3151/11).
Важно, что смягчающие обстоятельства не снижают размер пеней.
Сложившаяся арбитражная практика показывает, что смягчающие вину обстоятельства бывают: «универсальные», «специфические», «индивидуальные».
На «универсальные» могут ссылаться организации, ИП и физлица вне зависимости от вида совершенного нарушения. К таким относятся:
- привлечение к налоговой ответственности впервые (постановления ФАС ДВО № Ф03-5882/2011; ФАС ЗСО № А46-15485/2011; ФАС МО № А40-41701/11-91-182; ФАС ПО от 11.04.2013 №А72-5427/2012; ФАС ВВО от 05.03.2012 №А28-7219/2011; ФАС ВСО от 28.04.2010 №А69-2291/2009);
- отсутствие умысла на совершение нарушения (постановления ФАС МО № КА-А40/8428-11; ФАС ЦО №А35-12974/2010; ФАС УО №Ф09-6797/12);
- признание вины (постановления ФАС ДВО № Ф03-6045/2011; ФАС ВСО № А33-14958/2009; 3 ААС № А74-1782/2010; 14 ААС № А05-9841/2010; 8 ААС № А81-4424/2010);
- тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документально (постановления ФАС ПО № А12-11813/2010; ФАС ВСО № А58-8201/10; ФАС ЗСО № А27-9089/2010; ФАС МО № А40-90732/11-91-391). В частности, наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала) (постановления 6 ААС № 06АП-5792/2011; ФАС УО № Ф09-9907/11), признание компании банкротом (постановление ФАС ВВО № А79-7505/2010) либо нахождение в предбанкротном состоянии (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала) (постановление ФАС УО № Ф09-5854/12);
- статус бюджетного учреждения или градообразующего предприятия (постановления ФАС ЗСО № А46-15485/2011; ФАС ВСО № А33-17923/2011; ФАС СЗО № А44-2249/2011; 6 ААС № 06АП-5792/2011; ФАС ЗСО № А27-4466/2011);
- ведение социально значимой деятельности, например, в таких сферах, как:
- строительство и ремонт социальных объектов (постановления ФАС ВВО № А82-16380/2009; ФАС УО № Ф09-6468П2; 7 ААС № 07АП-2311/2012.);
- ЖКХ (постановления ФАС ВСО № А33-7052/2009; ФАС СКО № А32-13738/2009-46/131);
- НИОКР (постановление 7 ААС №07АП-2311/2012);
- производство сельхозпродукции (постановление 14 ААС № А05-1394/2010; ФАС ЗСО А45-10730/2010; 7 ААС № 07АП-3098/11).
«Специфические» обстоятельства присущи только для определенных налоговых нарушений. Среди них:
1. Просрочка сдачи декларации:
- несоразмерность суммы штрафа характеру и тяжести допущенного нарушения (постановления ФАС МО № КА-А40/8428-11; ФАС ДВО № Ф03-5669/2010; ФАС СЗО № А26-10442/2011), поскольку никакого ущерба бюджету оно не нанесло. Ссылаться на это имеет смысл, только если к моменту сдачи декларации исчисленный налог полностью уплачен или заявленная в декларации сумма к уплате составляет 0 рублей;
- незначительность периода просрочки.
2. Непредставление в инспекцию документов и сведений, необходимых для налогового контроля либо запрошенных в рамках встречной проверки:
- значительный объем затребованных документов;
- необходимость представлять в тот же период документы еще по нескольким требованиям;
- принятие налогоплательщиком активных мер по исполнению требования ИФНС (к примеру, при большом количестве запрошенных документов представление их частями);
- незначительный период просрочки (постановления ФАС ЗСО № А27-13437/2011; ФАС МО № А40-101990/11-107-434, А40-89503/11-99-406).
К «индивидуальным» обстоятельствам могут прибегать для оправдания только предприниматели как физические лица:
- нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (престарелых родителей, жены) (постановления ФАС ЗСО № А67-2612/2010; ФАС ЦО № А68-467/2011, А48-4035/2009; ФАС ДВО № Ф03-5882/2011);
- наличие инвалидности (постановление ФАС СЗО № А56-28829/2011.);\
- преклонный (пенсионный) возраст (постановления 5 ААС № 05АП-9583/2011; 8 ААС № А75-6045/2009; 18 ААС № 18АП-723/2012; ФАС СЗО № А21-4337/2010);
- серьезная болезнь самого ИП или его близких родственников (постановления ФАС ДВО № Ф03-6398/2010, Ф03-3388/2011; ФАС СЗО № А66-5375/2011; 18 ААС № 18АП-723/2012; ФАС УО № Ф09-556/12);
- тяжелое финансовое положение, отягощенное наличием кредитных обязательств (постановления ФАС ЦО № А35-8710/2010; ФАС УО № Ф09-2465/10-С3).
|
Лицо, которому компания отказала в заключении трудового договора вправе потребовать разъяснить причину такого решения. При этом работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Семидневных срок ответа установил Федеральный закон от 29.06.2015 № 200-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации». |
Правительство России разработало законопроект, предусматривающий введение на всей территории страны использование ККТ с функцией передачи информации о денежных расчетах в налоговые органы. Применение такой ККТ было экспериментально проведено на территориях города Москвы и Московской области, Калужской области и Республики Татарстан.
Проект Федерального закона предполагает применение ККТ с такой функцией в обязательном порядке. ККТ должны будут обеспечить возможность сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в виде электронного документа и направить его в налоговые органы через оператора фискальных данных. При этом копия такого документа может быть направлена по адресу электронной почты, указанному покупателем в момент расчета. Соответствующие поправки подготовлены, в частности, к Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». |
Размер административного штрафа за нарушение сроков подачи в Росстат первичных статистических данных увеличат.
Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила предложенный Росстатом законопроект о повышении ответственности в области статистического учета за достоверность и своевременность представления первичных сведений.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» направлен на борьбу с правонарушениями:
- непредставление первичных статистических данных;
- несвоевременное представление первичных статистических данных;
- представление недостоверных первичных статистических данных.
Респонденты, нарушившие порядок подачи данных в органы статистики, могут быть оштрафованы на сумму от 10 до 20 000 рублей (должностные лица) и от 20 до 70 000 рублей (юридические лица). Ранее размер административного штрафа за такое нарушение исчислялся в пределах от 3 до 5 000 рублей.
Если порядок представления статданных не соблюдается неоднократно, административный штраф для должностных лиц составит 30 – 50 000 рублей, для юридических лиц – 100 – 150 000 рублей.
Проект федерального закона планируется рассмотреть на заседании Правительства РФ. |
ФНС России в своем письме от 21.04.2015 № ГД-4-3/6527@ дала пояснения по новому формату электронного счета-фактуры. Сообщение об этом размещено на сайте службы.
Напомним, что формат электронного счета-фактуры был утвержден приказом ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде».
Приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ (вступил в силу 14.04.2015 г.) утвержден новый формат счета-фактуры в электронной форме. Это было вызвано необходимостью уточнения размерности и описания отдельных реквизитов счета-фактуры. Он соответствует форме счета-фактуры ( утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 1137) и не изменяет структуру его данных.
В виду того, что в саму форму счета-фактуры изменения не вносились, применение вычетов сумм налога производится на основании счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ. |
|
|