Экономические прогнозы в нашей стране все больше напоминают битву экстрасенсов. Каждый норовит дать прогноз пострашнее и поужаснее, притом, что все знают наверняка лишь одно: действительно что-то случилось. Ну, или случится, если говорить о российском бюджете.
Минфин предложил очередную редакцию бюджетной стратегии до 2030 года. Исходя из нее, в ближайшее 16 лет нас с вами не ожидает ничего хорошего. Не то чтобы раньше была надежда, но с каждым новым прогнозом шансов на ее появление все меньше.
Даже базовый сценарий предполагает серьезное снижение средних темпов роста российской экономики – с 5,4 до 2,5%. Уже с 2017 года в бюджете не будет хватать средств даже при цене на нефть в 100 долларов за баррель (к слову, предыдущий вариант стратегии предполагал удовлетворение всех потребностей даже при 80 долларах). Причем дело должно пойти так лихо, что уже к 2020 году дефицит бюджета составит 5,6 триллиона рублей. А если к ним прибавить вечно хромающий на обе ноги Пенсионный фонд и его потребности – выйдет, что уже через шесть лет государство будет иметь проблемы на красивые и ужасные 10 триллионов рублей.
Дальше – больше. К 2030 году доходы всей бюджетной системы сократятся с 37,5 до 31,9% ВВП (снижение федерального бюджета – с 19,1 до 14,8%). Чтобы дефицит бюджета не превышал 1%, властям необходимо задуматься о сокращении расходов по государственным программам (и уж тем более даже и не помышлять о принятии новых), предупреждают в министерстве финансов.
Если предположить, что этот прогноз верен (а поскольку он ужасный, в его верности особенно сомневаться не приходится), предстоит подумать, а что же делать.
Пенсионный возраст повышаться не будет, это накануне еще раз недвусмысленно дал понять президент Владимир Путин. Одновременно всем стало ясно, что про свои предвыборные обещания он не забыл и другим забыть не даст. А значит, вряд ли стоит ждать сокращения государственных программ. Отсюда вывод: где-то надо брать дополнительные источники финансирования.
И вот тут нервно оглядываться, как правило, начинают предприниматели. С кого, как не с них, требовать выздоровления российской экономики за счет повышения налогов? Сразу вспоминается недавнее обещание первого вице-премьера Игоря Шувалова пристроить к 2020 году около половины экономически активного населения в малый и средний бизнес.
С тем, что основная часть нагрузки ляжет на предпринимателей, согласен эксперт банка «БКС Премьер» Сергей Дейнека. Впрочем, он считает, что необходимо думать и о других источниках финансирования. «Россия много лет жила на нефтяные деньги», и задача на ближайшее будущее в том числе состоит в диверсификации основных источников доходов государства.
Государственный бюджет не должен настолько зависеть от цен на сырье, как это происходит сейчас. Поэтому самая главная задача, которая может быть поставлена для улучшения состояния экономики, – это развитие инфраструктуры: модернизация производств, освоение новых промышленных отраслей, более активное развитие информационных технологий, поддержка малого и среднего бизнеса, строительство дорог, стимулирование туризма. Уже в среднесрочной перспективе такие меры могут не только принести существенную отдачу для государственного бюджета, но и в целом повысить уровень жизни в стране», – отмечает аналитик.
А вот аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин уверен, что долговая нагрузка на бизнес вряд ли вырастет: с предпринимателей уже брать нечего. «В первом полугодии 2013 года количество убыточных предприятий возросло на 2,4% и составило 31,7%. В связи с этим поступления за январь-август по НДС сократились на 4%, до 1,17 триллиона рублей, а по налогу на прибыль – на 18%, до 1,35 триллиона рублей», – поясняет эксперт. Но при этом он считает, что и рост госдолга (до 20% ВВП) не будет критическим для российской экономики. «Для сравнения: у Бразилии госдолг составляет 65%, а у ЮАР – около 40%. На мой взгляд, достаточно эффективной мерой для улучшения состояния экономики РФ в долгосрочной перспективе является снижение уровня инфляции благодаря «жесткой» монетарной политике ЦБ. Так, во многом благодаря этому ожидается сокращение инфляции до 4% к 2016 году. Если ЦБ продолжит инфляционное таргетирование, то это в конечном итоге приведет к новому качеству экономического роста в условиях снижающихся цен на сырье», – считает Тимур Нигматуллин.
В общем, все как всегда. Все будет плохо, но ничего страшного: ведь могло быть еще хуже. И остается задуматься: а что произойдет, если министерство финансов решит, что и на этот раз ошиблось, и вновь пересмотрит свой прогноз?.
http://newsland.com/news/detail/id/1289312/ |