«В любое время уходите и создавайте свое дело — а в Гарвард вернуться никогда не поздно!»
Билл Гейтс
Мысли выдающихся бизнесменов.
«В любое время уходите и создавайте свое дело — а в Гарвард вернуться никогда не поздно»! Билл Гейтс, в период с 1996 по 2007 год и в 2009 году — самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes.
Зарегистрировано в Минюсте России 9 февраля 2015 г. N 35933
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2014 г. N 445-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТРЕБОВАНИЯХ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НЕКРЕДИТНЫХ
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
На основании Федерального
законаот 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2315, ст. 2335; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4214, ст. 4219) (далее - Федеральный закон) и Федерального законаот 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154) настоящее Положение устанавливает требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) некредитных финансовых организаций, к которым в целях настоящего Положения относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) (далее - страховые организации), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющие компании), негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы), микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, ломбарды. Глава 1. Общие положения
1.1. Требования к ПВК по ПОД/ФТ, установленные настоящим Положением, применяются некредитными финансовыми организациями в зависимости от вида, к которому относится некредитная финансовая организация согласно
приложению 1к настоящему Положению. 1.2. Основными принципами и целями организации внутреннего контроля в некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) являются:
обеспечение защиты некредитной финансовой организации от проникновения в нее преступных доходов;
управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;
обеспечение независимости специального должностного лица, ответственного за соблюдение ПВК по ПОД/ФТ;
участие специального должностного лица некредитной финансовой организации, ответственного за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (а при наличии соответствующего подразделения - сотрудников, ответственных за организацию системы ПОД/ФТ и реализацию ПВК по ПОД/ФТ), сотрудников, участвующих в осуществлении операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, сотрудников, осуществляющих юридическое сопровождение деятельности, сотрудников, выполняющих функции обеспечения безопасности, сотрудников, выполняющих функции внутреннего контроля, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции, в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
1.3. ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в целях:
обеспечения выполнения некредитной финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
поддержания в некредитной финансовой организации эффективности системы ПОД/ФТ на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
исключения вовлечения некредитной финансовой организации, ее руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
1.4. ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным
законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Порядок разработки ПВК по ПОД/ФТ, внесения изменений в ПВК по ПОД/ФТ, их согласования подразделениями некредитной финансовой организации (при наличии подразделений) и утверждения определяется внутренними документами некредитной финансовой организации.
1.5. При реализации ПВК по ПОД/ФТ некредитная финансовая организация должна обеспечить:
применение процедур управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
документальное фиксирование сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ;
сохранение конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых некредитной финансовой организацией в целях ПОД/ФТ;
своевременное направление сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ в уполномоченный орган.
1.6. ПВК по ПОД/ФТ являются комплексным документом некредитной финансовой организации или комплектом документов, определяемым некредитной финансовой организацией, регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых некредитной финансовой организацией мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Процедуры, необходимые для реализации ПВК по ПОД/ФТ, не предусмотренные настоящим Положением, могут содержаться в иных внутренних документах некредитной финансовой организации, не входящих в состав ПВК по ПОД/ФТ.
В случае если ПВК по ПОД/ФТ является комплектом документов некредитной финансовой организации, такие ПВК по ПОД/ФТ должны содержать перечень внутренних документов некредитной финансовой организации, входящих в состав данного комплекта.
1.7. ПВК по ПОД/ФТ включают в себя следующие программы:
программа организации системы ПОД/ФТ;
программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее - программа идентификации);
программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - программа управления риском);
программа выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - программа выявления операций);
программа, определяющая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки);
программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом;
программа организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;
программа подготовки и обучения кадров некредитной финансовой организации в сфере ПОД/ФТ;
программа, определяющая порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с лицами, которым поручено проведение идентификации (в случае поручения некредитной финансовой организацией проведения идентификации иным лицам).
В ПВК по ПОД/ФТ могут включаться иные программы, разработанные некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.
1.8. ПВК по ПОД/ФТ утверждаются единоличным исполнительным органом некредитной финансовой организации.
ПВК по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации, состоящей из одного сотрудника, утверждаются руководителем такой некредитной финансовой организации (если организация является юридическим лицом) или индивидуальным предпринимателем (если организация является индивидуальным предпринимателем - страховым брокером).
1.9. Функции контроля за организацией в некредитной финансовой организации работы по ПОД/ФТ возлагаются по усмотрению такой организации в соответствии с ее внутренними документами на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или на его заместителя, или на члена коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель некредитной финансовой организации), а в случае, если некредитная финансовая организация является индивидуальным предпринимателем, указанные функции осуществляются самим индивидуальным предпринимателем или назначенным им работником (при наличии у индивидуального предпринимателя работников).
1.10. В некредитной финансовой организации должен осуществляться контроль за выполнением некредитной финансовой организацией и ее сотрудниками программ ПВК по ПОД/ФТ.
Руководитель некредитной финансовой организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный
закон, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом. ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.
1.11. Требования настоящего Положения не распространяются на профессиональных участников, являющихся кредитными организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Положением.
Глава 2. Организация системы ПОД/ФТ в некредитных финансовых организациях и программа организации системы ПОД/ФТ
2.1. В некредитной финансовой организации из числа ее сотрудников назначается специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее - ответственный сотрудник).
В некредитной финансовой организации, указанной в
пункте 1 приложения 1к настоящему Положению, функции ответственного сотрудника может исполнять руководитель некредитной финансовой организации (у страхового брокера, являющегося индивидуальным предпринимателем, - сам индивидуальный предприниматель или нанятый им работник). 2.2. Ответственный сотрудник подчиняется непосредственно руководителю некредитной финансовой организации.
Ответственный сотрудник некредитной финансовой организации должен соответствовать квалификационным требованиям к ответственному сотруднику, установленным
УказаниемБанка России от 5 декабря 2014 года N 3470-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях" <1> (далее - Указание Банка России N 3470-У). --------------------------------
<1> Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2014 года N 35349.
2.3. В период временной нетрудоспособности, отпуска (в том числе отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки ответственного сотрудника некредитной финансовой организации из числа указанных в
пункте 1 приложения 1к настоящему Положению исполняющим обязанности ответственного сотрудника назначается другой сотрудник такой некредитной финансовой организации при условии его соответствия установленным УказаниемБанка России N 3470-У квалификационным требованиям к сотрудникам структурного подразделения некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ либо иного подразделения некредитной финансовой организации, в компетенцию которого входят вопросы ПОД/ФТ. Требование
абзаца первогонастоящего пункта не распространяется на некредитные финансовые организации, не привлекающие иных лиц для осуществления своей деятельности (не имеющие иных сотрудников, кроме руководителя или индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществляющего свою деятельность), при условии, что руководитель такой некредитной финансовой организации (индивидуальный предприниматель) самостоятельно осуществляет функции ответственного сотрудника. В период временной нетрудоспособности, отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки ответственного сотрудника некредитной финансовой организации из числа указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению исполняющим его обязанности назначается другой сотрудник некредитной финансовой организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к сотрудникам подразделения по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации, установленным УказаниемБанка России N 3470-У. В период нахождения ответственного сотрудника некредитной финансовой организации из числа указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, его обязанности исполняет другой сотрудник некредитной финансовой организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к ответственному сотруднику, установленным Банком России. 2.4. Ответственный сотрудник некредитной финансовой организации из числа указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению, сотрудники подразделения по ПОД/ФТ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в некредитной финансовой организации, за исключением функций, осуществляемых контролером или службой внутреннего контроля (внутреннего аудита), а также при условии, что они не имеют права от имени некредитной финансовой организации совершать операции (заключать сделки) с денежными средствами или иным имуществом, подписывать платежные (расчетные), бухгалтерские и иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей некредитной финансовой организации. Требования настоящего пункта в части запрета на совершение ответственным сотрудником, сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ операций (заключение сделок) с денежными средствами или иным имуществом, подписание платежных (расчетных), бухгалтерских и иных документов, связанных с возникновением и исполнением прав и обязанностей некредитной финансовой организации, не распространяются на некредитные финансовые организации, являющиеся профессиональными участниками, штат которых не превышает пяти сотрудников.
2.5. Ответственный сотрудник некредитной финансовой организации из числа указанных в
пункте 1 приложения 1к настоящему Положению может совмещать свою деятельность с работой по совместительству, связанной с выполнением функций ответственного сотрудника в иных некредитных финансовых организациях, указанных в пункте 1 приложения 1к настоящему Положению. 2.6. Некредитная финансовая организация информирует в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в сфере ПОД/ФТ (далее - территориальное учреждение), или уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).
Уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью некредитной финансовой организации, является соответственно Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, Департамент страхового рынка, Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления и Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности (в соответствии с компетенцией).
2.7. В некредитных финансовых организациях, указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению, для обеспечения реализации некредитной финансовой организацией ПВК по ПОД/ФТ создается самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ либо определяется входящее в структуру некредитной финансовой организации подразделение, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ (далее - подразделение по ПОД/ФТ). Некредитная финансовая организация из числа указанных в
пункте 1 приложения 1к настоящему Положению с учетом особенностей структуры, штатной численности, наличия или отсутствия обособленных подразделений (филиалов), клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами такой некредитной финансовой организации и их операциями, вправе создать подразделение по ПОД/ФТ. Подразделение по ПОД/ФТ (в случае создания такого подразделения) возглавляет ответственный сотрудник.
Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников некредитной финансовой организации.
2.8. В программу организации системы ПОД/ФТ включаются:
положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, о функциях и полномочиях сотрудников подразделения по ПОД/ФТ;
порядок взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с иными сотрудниками некредитной финансовой организации (при наличии таких сотрудников в некредитной финансовой организации);
порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с ее обособленными подразделениями (филиалами) (при их наличии) по вопросам ПОД/ФТ;
порядок документального фиксирования информации (документов), полученной (полученных) некредитной финансовой организацией при реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) некредитной финансовой организацией в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок взаимодействия с клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий дистанционного обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов);
иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.
В некредитных финансовых организациях, указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению, в программу организации системы ПОД/ФТ дополнительно к положениям, указанным в абзацах втором- седьмомнастоящего пункта, включаются: описание общей структуры системы ПОД/ФТ, ее элементов (уровней), включая подразделение по ПОД/ФТ (статус (подчиненность), структура, задачи, функции, порядок организации работы);
порядок информирования сотрудниками некредитной финансовой организации, в том числе ответственным сотрудником, руководителя некредитной финансовой организации и сотрудника, выполняющего функции внутреннего контроля в некредитной финансовой организации, о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками некредитной финансовой организации;
порядок проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением некредитной финансовой организацией и ее сотрудниками законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ;
перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых некредитной финансовой организацией для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в случаях их использования), в том числе сведения об их разработчиках.
2.9. Порядок проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением некредитной финансовой организацией и ее сотрудниками законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ предусматривает:
порядок, в том числе периодичность (не реже одного раза в год), проведения внутренних проверок выполнения ПВК по ПОД/ФТ, требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
положение о представлении руководителю некредитной финансовой организации по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ, а также о принятых мерах по результатам проверок.
2.10. Программой организации системы ПОД/ФТ должны быть определены следующие функции ответственного сотрудника:
организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ на утверждение лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа некредитной финансовой организации;
принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях некредитной финансовой организации в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию (указанные функции могут выполняться сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ при предоставлении им соответствующих полномочий в соответствии с внутренними документами некредитной финансовой организации);
организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;
представление руководителю некредитной финансовой организации текущей отчетности в сроки и в порядке, которые определяются внутренними документами некредитной финансовой организации (за исключением случая, когда функции ответственного сотрудника выполняет руководитель некредитной финансовой организации), подготовка и представление не реже одного раза в год коллегиальному исполнительному органу некредитной финансовой организации письменного отчета, согласованного с руководителем некредитной финансовой организации, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ (при наличии в некредитной финансовой организации коллегиального исполнительного органа);
иные функции в соответствии с внутренними документами некредитной финансовой организации.
2.11. Для выполнения ответственным сотрудником возложенных на него функций в программе организации системы ПОД/ФТ определяются следующие его права и обязанности:
право давать указания, касающиеся проведения операции (заключения сделки), в том числе о задержке ее проведения (заключения) в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или об операции (сделке);
право запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений некредитной финансовой организации (при наличии таких подразделений) необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы (документы по операциям (сделкам);
право снимать копии с полученных документов, электронных файлов;
право доступа в помещения подразделений некредитной финансовой организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях;
обязанность обеспечивать сохранность и возврат полученных от руководителей и сотрудников подразделений документов;
обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
иные права и обязанности в соответствии с внутренними документами некредитной финансовой организации.
2.12. Должностные лица обособленных подразделений некредитной финансовой организации по решению руководителя данной организации могут выполнять функции, указанные в
абзацах третьеми четвертом пункта 2.10настоящего Положения, быть полностью или частично наделены правами и обязанностями ответственного сотрудника, предусмотренными пунктом 2.11настоящего Положения (далее - уполномоченные сотрудники в сфере ПОД/ФТ). В этом случае в программу организации системы ПОД/ФТ включаются положения о наделении уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ правами и обязанностями ответственного сотрудника, о распределении обязанностей и порядке взаимодействия между уполномоченными сотрудниками в сфере ПОД/ФТ и ответственным сотрудником.
Координация деятельности уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ осуществляется ответственным сотрудником.
2.13. Ответственный сотрудник, уполномоченные сотрудники в сфере ПОД/ФТ (при их наличии), сотрудники подразделения по ПОД/ФТ (при его наличии) оказывают содействие по вопросам ПОД/ФТ, отнесенным к их компетенции, уполномоченным представителям Банка России при проведении ими проверок некредитной финансовой организации (ее обособленного подразделения).
Глава 3. Программа идентификации
3.1. Некредитная финансовая организация разрабатывает программу идентификации с учетом требований к идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных
ПоложениемБанка России от 12 декабря 2014 года N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1>. --------------------------------
<1> Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2015 года N 35594.
Некредитная финансовая организация может разработать самостоятельные программы идентификации для каждой категории лиц: клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
3.2. В программу идентификации включаются:
порядок идентификации клиента, представителя клиента (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, как представителя клиента), выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;
порядок проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений, получаемых в соответствии с
пунктом 2 статьи 6и пунктом 2 статьи 7.4Федерального закона; указание на обязательное использование некредитной финансовой организацией при проведении процедуры идентификации доступных на законных основаниях источников информации (с указанием источников), в том числе использование сведений, предоставляемых органами государственной власти;
положения о мерах, направленных на выявление некредитной финансовой организацией среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в
статье 7.3Федерального закона; перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию некредитной финансовой организацией бенефициарных владельцев клиентов;
основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента (в обязательном порядке используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия "бенефициарный владелец", установленного Федеральным
законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо наличие возможности контролировать действия клиента); основания для признания в качестве бенефициарного владельца лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица (при невозможности выявления иного бенефициарного владельца);
положения о способах и формах фиксирования сведений (информации), получаемых некредитной финансовой организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован некредитной финансовой организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание;
порядок проведения некредитной финансовой организацией мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;
порядок обновления сведений (информации), полученных некредитной финансовой организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, с указанием периодичности их обновления;
указание способов взаимодействия некредитной финансовой организации с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов);
положения о принимаемых некредитной финансовой организацией мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в
подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7Федерального закона; порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с третьими лицами, осуществляющими сбор сведений и документов в целях идентификации лиц, принимаемых некредитной финансовой организацией на обслуживание (в случае если некредитная финансовая организация привлекает третьих лиц для сбора сведений и документов в целях идентификации);
порядок обеспечения доступа сотрудников некредитной финансовой организации к информации, полученной при проведении идентификации (за исключением некредитных финансовых организаций, не привлекающих иных лиц для осуществления своей деятельности (не имеющих иных сотрудников, кроме руководителя или индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществляющего свою деятельность), при условии, что руководитель такой некредитной финансовой организации (индивидуальный предприниматель) самостоятельно осуществляет функции ответственного сотрудника;
порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска;
иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.
3.3. Некредитная финансовая организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:
физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие (более 25 процентов) в капитале клиента или владеет более 25 процентами от общего числа акций клиента с правом голоса;
физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче займов (кредитов), гарантий и так далее), а также финансовых операций.
Некредитная финансовая организация вправе определить иные факторы, на основании которых физическое лицо будет признано некредитной финансовой организацией бенефициарным владельцем.
3.4. Признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у некредитной финансовой организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.
3.5. В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным
закономи ПВК по ПОД/ФТ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого клиента, в решении некредитной финансовой организации о признании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента, бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиента, признано бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления некредитной финансовой организацией бенефициарного владельца. 3.6. Сведения о результате принятых некредитной финансовой организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента - физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента - физического лица также решение некредитной финансовой организации о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента - физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента.
Глава 4. Программа управления риском
4.1. Некредитная финансовая организация в целях осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ разрабатывает программу управления риском.
Для целей настоящего Положения под управлением риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма следует понимать совокупность предпринимаемых некредитной финансовой организацией действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, ПВК по ПОД/ФТ, а также договором с клиентом мер, в частности, запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении некредитной финансовой организации, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
При реализации программы управления риском некредитная финансовая организация обязана принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций (заключения сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риск клиента), а также по определению риска вовлеченности некредитной финансовой организации и ее сотрудников в использование услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риск использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма).
4.2. Оценка риска проводится в отношении всех клиентов, за исключением случаев, установленных Федеральным
законом, при которых идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. Степень (уровень) риска клиента оценивается по шкале определения степени (уровня) риска клиента, которая не может состоять менее чем из двух степеней (уровней). Оценка риска клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков:
риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца;
страновой риск;
риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.
Факторы, влияющие на оценку риска клиента по каждой из указанных категорий рисков, определяются некредитной финансовой организацией в программе управления риском в соответствии с
приложением 2к настоящему Положению. Некредитная финансовая организация принимает решение об отнесении клиента к определенной степени (определенному уровню) риска клиента самостоятельно в соответствии с программой управления риском с учетом факторов, влияющих на оценку риска клиента, предусмотренных
приложением 2к настоящему Положению. Некредитная финансовая организация в порядке, предусмотренном программой управления риском, фиксирует результаты оценки степени (уровня) риска клиента, а также обоснование отнесения клиента к определенной степени (определенному уровню) риска (или неотнесения клиента к повышенному уровню риска в случае, если статус клиента (и/или его деятельность) соответствует одному либо нескольким факторам, предусмотренным приложением 2к настоящему Положению). 4.3. Некредитные финансовые организации определяют риск использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) (например, операции с наличными денежными средствами, операции с ценными бумагами, в том числе векселями), а также исходя из иных факторов, определяемых некредитной финансовой организацией самостоятельно.
4.4. В программу управления риском включаются:
организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в зависимости от оценки риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением некредитными финансовыми организациями операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий;
указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию;
особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска;
иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.
Глава 5. Программа выявления операций
5.1. Программа выявления операций должна содержать процедуры в отношении установленных Федеральным
закономопераций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых при реализации некредитной финансовой организацией ПВК по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. 5.2. В программу выявления операций включаются:
перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в
приложении 3к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с учетом особенностей вида деятельности, осуществляемой некредитной финансовой организацией, масштаба ее деятельности и организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Некредитная финансовая организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер операций, по своему усмотрению; механизм взаимодействия между сотрудниками некредитной финансовой организации, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником некредитной финансовой организации (сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ) (за исключением некредитных финансовых организаций, не привлекающих иных лиц для осуществления своей деятельности (не имеющих иных сотрудников, кроме руководителя или индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществляющего свою деятельность), при условии, что руководитель такого юридического лица (индивидуальный предприниматель) самостоятельно осуществляет функции ответственного сотрудника);
положения о должностном лице (должностных лицах) некредитной финансовой организации, принимающем (принимающих) решение об отнесении необычной операции к категории подозрительных, о квалификации операции в качестве операции, подлежащей обязательному контролю, о направлении сведений в уполномоченный орган;
положения о сроках принятия решений о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной, а также порядок фиксирования принятого решения;
порядок документального фиксирования (в том числе способы фиксирования) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обеспечивающий возможность воспроизведения деталей операции (в том числе сумму операции, валюту операции, данные о контрагенте клиента), а также порядок представления в уполномоченный орган сведений о таких операциях;
порядок информирования (при необходимости) руководителя некредитной финансовой организации о выявлении операции, подлежащей обязательному контролю, и подозрительной операции;
положения о мерах, которые применяются некредитной финансовой организацией исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции;
особенности выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), осуществляемых (заключаемых) с использованием современных технологий, позволяющих клиенту дистанционно совершать операции (заключать сделки) (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов);
иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.
5.3. В некредитных финансовых организациях, указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению, в программу выявления операций дополнительно к положениям, указанным в пункте 5.2настоящего Положения, включаются: распределение обязанностей между подразделениями (сотрудниками подразделений) некредитной финансовой организации по выявлению и представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях;
порядок формирования и направления сотрудниками, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ответственному сотруднику (уполномоченному сотруднику в сфере ПОД/ФТ) сообщения о выявленной операции;
порядок действий при оценке соответствия операции признакам операций, подлежащих обязательному контролю, или установленным ПВК по ПОД/ФТ признакам, указывающим на необычный характер операций, выполняемых сотрудниками некредитной финансовой организации, на которых возложена обязанность по выявлению таких операций (до начала их совершения, в процессе их совершения, при отказе в их совершении, в том числе порядок запроса у клиента дополнительных информации и документов по указанным операциям);
порядок действий (принимаемые некредитной финансовой организацией меры) при проведении углубленной проверки документов и информации о клиенте, его операции и его деятельности, о представителе клиента и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (в том числе полученных по запросу некредитной финансовой организации) в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших в отношении операции клиента подозрений в том, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе проведение мероприятий по уточнению характера операции с точки зрения соответствия целям деятельности организации, законности операции, экономического смысла операции.
5.4. При возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, или при выявлении операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, сотрудник некредитной финансовой организации из числа указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению, выявивший указанную операцию, составляет сообщение об этой операции и передает его ответственному сотруднику (другому сотруднику подразделения по ПОД/ФТ, если в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ или иными внутренними документами некредитной финансовой организации, в частности, с должностной инструкцией, он наделен полномочиями по принятию указанного сообщения, или уполномоченному сотруднику в сфере ПОД/ФТ). Форма сообщения об операции, способ и сроки его формирования, передачи ответственному сотруднику (другому сотруднику подразделения по ПОД/ФТ, уполномоченному сотруднику в сфере ПОД/ФТ), а также порядок и сроки его хранения определяются некредитной финансовой организацией самостоятельно.
В сообщении об операции должны быть указаны:
1) вид операции:
операция, в отношении которой возникают сомнения в части правомерности квалификации ее как операции, подлежащей обязательному контролю;
операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
2) содержание операции;
3) дата, сумма и валюта операции;
4) сведения о лице (лицах), участвующем (участвующих) в операции (стороны по операции);
5) возникшие затруднения при квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, или причины, по которым операция квалифицируется как операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
6) сведения о сотруднике некредитной финансовой организации, составившем сообщение об операции, его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный некредитной финансовой организацией);
7) дата и время составления сообщения об операции;
8) дата получения ответственным сотрудником (другим сотрудником подразделения по ПОД/ФТ, уполномоченным сотрудником в сфере ПОД/ФТ) сообщения об операции и его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный некредитной финансовой организацией);
9) запись о решении ответственного сотрудника (другого сотрудника подразделения по ПОД/ФТ в случае наделения его полномочиями по принятию такого решения, уполномоченного сотрудника в сфере ПОД/ФТ), принятом в отношении сообщения об операции, с указанием даты принятия решения и его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный некредитной финансовой организацией). В случае принятия ответственным сотрудником (другим сотрудником подразделения по ПОД/ФТ, уполномоченным сотрудником в сфере ПОД/ФТ) решения о ненаправлении сведений об операции в уполномоченный орган в сообщение включается мотивированное обоснование принятого решения;
10) запись о решении руководителя некредитной финансовой организации, принятом в отношении сообщения об операции, если в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ принятие окончательного решения о направлении (ненаправлении) в уполномоченный орган сведений об операции в соответствии с внутренними документами некредитной финансовой организации отнесено к его компетенции, его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный некредитной финансовой организацией).
В одном сообщении может содержаться информация о нескольких операциях.
5.5. Решение о квалификации (неквалификации) выявленной необычной операции клиента в качестве подозрительной операции некредитная финансовая организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов о клиенте и (или) его деятельности (операциях), а также о его представителе и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (при их наличии).
Глава 6. Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки
6.1. В программу по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки включаются:
порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества;
порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества);
положения о порядке и периодичности проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки;
порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень организаций и физических лиц);
порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с
пунктом 2 статьи 6и пунктом 2 статьи 7.4Федерального закона; порядок информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки;
иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.
6.2. В некредитных финансовых организациях, указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению, в программу по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки дополнительно к положениям, указанным в пункте 6.1настоящего Положения, включаются: положение об определении лиц, осуществляющих доступ к информации уполномоченного органа и ее получение, порядок и периодичность доступа к информации уполномоченного органа и ее получения, включая фиксирование времени и даты ее получения;
положения о лицах, уполномоченных применять в некредитной финансовой организации меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, о лицах, уполномоченных проводить проверку;
положение об определении лиц, уполномоченных выявлять среди клиентов организации и физических лиц, в отношении денежных средств или иного имущества которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию), с использованием информации уполномоченного органа, а также порядок взаимодействия указанных лиц с лицами, полномочными применять в некредитной финансовой организации такие меры;
порядок доведения информации о результатах проведенной в некредитной финансовой организации, в том числе в ее филиалах, проверки и информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента до руководителя некредитной финансовой организации.
6.3. Некредитная финансовая организация определяет в ПВК по ПОД/ФТ порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у некредитной финансовой организации информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
Глава 7. Программа организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции
7.1. В программу организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции включаются:
перечень оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, установленный некредитной финансовой организацией с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
положения о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированные с учетом программы управления риском и программы выявления операций, а также специфики деятельности некредитной финансовой организации.
иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.
7.2. В некредитных финансовых организациях, указанных в
пункте 2 приложения 1к настоящему Положению, в программу организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции дополнительно к положениям, указанным в пункте 7.1настоящего Положения, включаются: положение об определении лиц, уполномоченных принимать в соответствии с Федеральным
закономрешения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также порядок принятия и исполнения некредитной финансовой организацией таких решений; порядок информирования клиента о принятом в соответствии с Федеральным
закономнекредитной финансовой организацией в отношении него решении об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; порядок учета и фиксирования информации о случаях отказа в соответствии с Федеральным
закономот выполнения распоряжения клиента о совершении операции и основаниях принятия решений об отказе. 7.3. Некредитная финансовая организация предусматривает в ПВК по ПОД/ФТ порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.
Глава 8. Программа, определяющая порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с лицами, которым поручено проведение идентификации
8.1. В случае если некредитная финансовая организация в соответствии с Федеральным
закономна основании договора поручила кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, такая некредитная финансовая организация должна разработать программу, определяющую порядок ее взаимодействия с кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации. 8.2. В программу, определяющую порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации, включаются:
порядок заключения некредитной финансовой организацией договоров с кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации, а также перечень должностных лиц некредитной финансовой организации, уполномоченных заключать такие договоры;
процедура идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в соответствии с договорами между некредитной финансовой организацией и кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации;
порядок и сроки передачи некредитной финансовой организации сведений, полученных при проведении идентификации, кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации;
порядок осуществления некредитной финансовой организацией контроля за соблюдением кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации, требований по идентификации, включая порядок, сроки и полноту передачи некредитной финансовой организации полученных сведений, а также меры, принимаемые некредитной финансовой организацией по устранению выявленных нарушений;
основания, порядок и сроки принятия некредитной финансовой организацией решения об одностороннем отказе от исполнения договора с кредитными организациями, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, а также перечень должностных лиц некредитной финансовой организации, уполномоченных принимать такое решение;
положения об ответственности кредитных организаций, которым некредитная финансовая организация поручила проведение идентификации, за несоблюдение ими требований по идентификации, включая порядок, сроки и полноту передачи кредитной организацией полученных сведений;
порядок учета и фиксирования некредитной финансовой организацией сведений (информации), подлежащих передаче в Банк России;
положения об определении лиц некредитной финансовой организации, уполномоченных передавать информацию в Банк России;
иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.
Глава 9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
9.2. Организация системы ПОД/ФТ и ПВК по ПОД/ФТ, применяемые некредитной финансовой организацией на день вступления в силу настоящего Положения, подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Положения в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Согласовано
Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Ю.А.ЧИХАНЧИН
Приложение 1
к Положению Банка России
от 15 декабря 2014 года N 445-П
"О требованиях к правилам
внутреннего контроля некредитных
финансовых организаций в целях
противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем,
и финансированию терроризма"
ВИДЫ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Некредитные финансовые организации, соответствующие критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям в соответствии с законодательством Российской Федерации:
управляющие компании;
негосударственные пенсионные фонды;
кредитные кооперативы;
микрофинансовые организации;
страховые брокеры;
общества взаимного страхования;
ломбарды.
2. Некредитные финансовые организации, указанные в
пункте 1настоящего Приложения, не относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям и микропредприятиям, а также следующие некредитные финансовые организации: профессиональные участники;
страховые организации.
3. Если в процессе деятельности некредитной финансовой организации, указанной в
пункте 1настоящего приложения, возникают условия, не позволяющие отнести такую некредитную финансовую организацию к малому предприятию или микропредприятию, к ней применяются требования настоящего Положения, установленные в отношении некредитных финансовых организаций, указанных в пункте 2настоящего Приложения. Приложение 2
к Положению Банка России
от 15 декабря 2014 г. N 445-П
"О требованиях к правилам
внутреннего контроля некредитных
финансовых организаций в целях
противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем,
и финансированию терроризма"
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОЦЕНКУ РИСКА КЛИЕНТА
1. Факторами, влияющими на оценку риска клиента в категории "риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца", являются:
наличие у клиента и (или) бенефициарного владельца статуса лица, указанного в
статье 7.3Федерального закона; наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации, являются недостоверными;
ранее принятое в отношении клиента решение об отказе в выполнении его распоряжения о совершении операции;
отсутствие информации о финансово-хозяйственной деятельности клиента - юридического лица в открытых источниках информации;
указание в качестве адреса юридического лица адреса, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц (в целях получения указанной информации некредитная финансовая организация использует ресурс "Адреса массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами)", размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет);
наличие информации о представлении клиентом бухгалтерской отчетности с нулевыми показателями за последние четыре отчетных периода в случае, когда некредитной финансовой организации известно о совершении клиентом операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом;
включение клиента и (или) бенефициарного владельца в Перечень организаций и физических лиц;
принятие в отношении клиента и (или) бенефициарного владельца клиента межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;
иные факторы, самостоятельно определяемые некредитной финансовой организацией.
2. Фактором, влияющим на оценку риска клиента в категории "страновой риск", является наличие у некредитной финансовой организации информации об иностранном государстве (территории), в котором (на которой) осуществлена регистрация клиента (место нахождения или место жительства), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация контрагента клиента (место нахождения или место жительства), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего клиента, свидетельствующей о том, что:
в отношении этого иностранного государства (территории) применяются международные санкции, одобренные Российской Федерацией (например, применение Российской Федерацией мер в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН);
в отношении этого иностранного государства (территории) применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным
закономот 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 44) (далее - Федеральный закон "О специальных экономических мерах"); государство (территория) включено (включена) в перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), который определяется и опубликовывается уполномоченным органом в соответствии с
постановлениемПравительства Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 173 "О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2003, N 13, ст. 1243; 2005, N 44, ст. 4562; 2011, N 2, ст. 375); государство (территория) отнесено (отнесена) международными организациями, в том числе международными неправительственными организациями, к государствам (территориям), финансирующим или поддерживающим террористическую деятельность (используются списки, размещенные на сайтах международных организаций в сети Интернет);
государство (территория) отнесено (отнесена) международными организациями, в том числе международными неправительственными организациями, к государствам (территориям) с повышенным уровнем коррупции и (или) другой преступной деятельности (используются списки, размещенные на сайтах международных организаций в сети Интернет);
государство или территория является государством (территорией), о которых из международных источников известно, что в (на) них незаконно производятся или ими (через них) переправляются наркотические вещества, а также государства или территории, разрешающие свободный оборот наркотических веществ (кроме государств или территорий, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях).
В случае отсутствия на сайтах международных организаций в сети Интернет списков государств (территорий), указанных в
абзацах пятом- седьмомнастоящего пункта, некредитная финансовая организация вправе использовать списки таких государств (территорий), рекомендуемые профессиональными объединениями (ассоциациями, союзами), саморегулируемыми организациями. Наряду с определенными в настоящем пункте иностранными государствами (территориями) некредитная финансовая организация вправе дополнительно определить иностранные государства (территории) с учетом иных факторов, влияющих на оценку риска клиента в категории "страновой риск".
3. Факторами, влияющими на оценку риска клиента в категории "риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций", являются:
деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (например, казино, букмекерских контор), по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме;
деятельность микрофинансовых организаций;
деятельность ломбардов;
деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, транспортных средств, предметов роскоши;
деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий;
деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и (или) оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом;
туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность);
деятельность клиента, связанная с благотворительностью;
деятельность клиента, связанная с видами нерегулируемой некоммерческой деятельности;
деятельность клиента, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, торговли горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях);
деятельность клиента, связанная с производством оружия, или посредническая деятельность клиента по реализации оружия;
операции с резидентами государств (территорий), указанных в
пунктах 2и 3 приложения 1к Указанию Банка России от 7 августа 2003 года N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2003 года N 5058, 26 января 2007 года N 8846, 11 марта 2010 года N 16599, 8 августа 2011 года N 21575, 24 апреля 2014 года N 32100 ("Вестник Банка России" от 17 сентября 2003 года N 51, от 14 февраля 2007 года N 7, от 17 марта 2010 года N 16, от 17 августа 2011 года N 47, от 8 мая 2014 года N 43); совершение клиентом операций, являющихся в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ операциями повышенной степени (уровня) риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, либо сделок, содержащих признаки, указанные в
приложении 3к настоящему Положению, по которым было принято решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган; совершение иных операций, самостоятельно определяемых некредитной финансовой организацией.
Приложение 3
к Положению Банка России
от 15 декабря 2014 года N 445-П
"О требованиях к правилам
внутреннего контроля некредитных
финансовых организаций в целях
противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем,
и финансированию терроризма"
ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА НЕОБЫЧНЫЙ ХАРАКТЕР СДЕЛКИ
--------------------------------
<1> Признаки
групп 11- 22носят общий характер и включаются организациями в перечень необычных операций (сделок), сформированный организацией в соответствии с абзацем вторым пункта 5.2настоящего Положения, с учетом специфики осуществляемой организацией деятельности (в зависимости от того, осуществляются ли организациями виды деятельности, допускающие возможность выявления необычных операций (сделок), входящих в группы 11- 22). При этом организация должна включать в перечень необычных операций (сделок), формируемый организацией в соответствии с
абзацем вторым пункта 5.2настоящего Положения, признаки, входящие в специальные группы (из групп 31- 45), соответствующие специфике вида организации (вида осуществляемой ею деятельности). <2> Данные сведения могут быть установлены на основании информации, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru.
<3> Профессиональные участники, являющиеся кредитными организациями, учитывают признаки
группы 32при включении в перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, в программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. <4> Не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих функции расчетного депозитария на рынке ценных бумаг.
<5> Признаки
группы 44используются кредитными потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами. |