«В любое время уходите и создавайте свое дело — а в Гарвард вернуться никогда не поздно!»
Билл Гейтс
Мысли выдающихся бизнесменов.
«В любое время уходите и создавайте свое дело — а в Гарвард вернуться никогда не поздно»! Билл Гейтс, в период с 1996 по 2007 год и в 2009 году — самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes.Право на спецрежимы, или Увеличение налоговой нагрузки руками регионов |
В конце сентября Минфин России вынес на общественное обсуждение законопроект, согласно которому регионы могут получить возможность снижать пороговые значения доходов налогоплательщиков для применения упрощенной системы налогообложения (УСН), а также в отношении патентной системы налогообложения1. Напомню, что сегодня применять УСН могут организации и ИП с доходами не более 60 млн руб. в год (ч. 4 ст. 346.13 НК РФ). С учетом коэффициента-дефлятора, который в текущем году равен 1,067, итоговая максимальная сумма доходов составляет 64,02 млн руб. Законопроектом предлагается предоставить регионам право уменьшать значение этого показателя, но не более чем в 10 раз. Однако и ограничение дохода в 6 млн руб. в год уже сильно ударит по бизнесу. Не то чтобы малые предприятия, но даже не все микропредприятия смогут пользоваться УСН. Нововведения могут затронуть компании и ИП, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, оказанием услуг общественного питания и осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом. Аналогичные ограничения устанавливаются и для ИП, применяющих патентную систему налогообложения. Можно было бы говорить о том, что расширение полномочий регионов позволит более эффективно стимулировать развитие бизнеса. Но предоставляемая им возможность только снижать пороговые значения доходов налогоплательщиков без права их увеличения указывает на обратное. И последствия этого могут быть серьезными. Во-первых, принятие соответствующих поправок может привести к тому, что не все регионы захотят снизить предельные показатели доходов налогоплательщиков. А значит, некоторые представители малого бизнеса предпочтут встать на налоговый учет в тех регионах, где такие ограничения вводиться не будут. В результате ожидаемого экономического эффекта от нововведений не будет – вполне вероятно, что воспользовавшийся новым правом регион спровоцирует "миграцию" налогоплательщиков в соседний, более лояльный регион, или уход части предпринимателей "в тень". Во-вторых, снижая пороговые значения доходов налогоплательщиков для применения УСН, регионы таким образом создадут неблагоприятные условия для предпринимателей, уже применяющих эту систему – многие из них будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения (ОСН). А это означает не только существенное усложнение налогового учета и резко возросшую налоговую нагрузку – часто утрата права на применение УСН оборачивается для предпринимателей убытками. Например, для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом "доходы", при вынужденном переходе на ОСН стоимость основных средств для целей исчисления амортизации будет равна нулю (письмо Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-11-06/2/36, письмо Минфина России от 7 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/633). Это означает, что они не смогут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму амортизации. Кроме того, замечу, что НДС, уплаченный при приобретении основных средств в период применения налогоплательщиком УСН, не принимается к вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 марта 2013 г. № 03-07-11/6648). Полагаю, что отдавать решение о снижении "пороговых значений" доходов налогоплательщиков для целей использования спецрежимов на откуп регионам, мягко говоря, не совсем верно. Конечно, на фоне дефицита бюджетов всех уровней и значительного ослабления курса рубля государство хочет получать дополнительные доходы от тех, кому ранее была дана налоговая индульгенция – я имею в виду малый бизнес, который вправе использовать спецрежимы. Чтобы не создавать паники среди предпринимателей, удобнее всего это сделать руками регионов. Вместе с тем, экспертное сообщество продолжает вести разговоры не о понижении, а о повышении пороговых значений доходов налогоплательщиков для перехода на УСН (с 45 млн руб. до 150 млн руб.) и применения этого спецрежима (с 60 млн руб. до 200 млн руб.). Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму и ожидает первого чтения2. Время покажет, какой из этих двух законопроектов получит пальму первенства, но я бы не стал надеяться, что второй. Зеленов Сергей,
|