Меньше всего бизнес пострадает от увеличения НДС
Федеральный и региональные бюджеты испытывают недостаток средств. Правительство РФ обсуждает сразу несколько вариантов увеличения доходов казны. Среди них повышение ставок НДС и НДФЛ, введение дополнительного налога с продаж, увеличение страховых взносов. Какой из способов даст максимальный результат и при этом меньше всего отразится на экономике страны и бизнесе?
Специалисты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России провели исследование и попытались проанализировать результаты от принятия различных налоговых решений. Итоги этой работы содержатся в отчете "Повышение налогов: сравнение альтернатив". К примеру, в основных направлениях бюджетной политики на 2015-2017 гг. значится введение налога с продаж с 2015 г. со ставкой 3%. По расчетам минфина, дополнительные налоговые поступления от введения такого налога составят 200 млрд руб. в год. Последствием введения налога, по мнению специалистов ЦМИ Сбербанка, станет повышение розничных цен на величину налога. Однако при освобождении некоторых товаров и услуг (базовые продовольственные товары, услуги ЖКХ и т.д.) от уплаты налога можно снизить инфляционные последствия. "Мы оцениваем максимальный одномоментный скачок общего уровня цен в 2,1%", - говорится в отчете. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи продавцов. Но даже в этом случае объем розничных продаж снизится на 1%, что снизит ВВП на 0,5 пп. Эксперты отмечают еще несколько недостатков введения этого налога. "Собираемость этого налога отличается катастрофической диспропорциональностью. В начале 2000-х годов, когда этот налог применялся, более половины всех поступлений по нему аккумулировалось только в трех субъектах России - Москве, Московской области и Санкт-Петербурге", - считает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".
Идея повышения ставки налога на прибыль выглядит перспективно. Текущая ставка налога составляет 20%. Налог в 2013 г. принес консолидированному бюджету РФ 8,6% доходов (2,1 трлн руб.). Возвращение ставки к докризисному уровню (24%) может обеспечить около 380 млрд руб. дополнительных налоговых доходов. Это не решит проблему дефицита региональных бюджетов полностью, но значительно снизит ее остроту. Так в 2013 г. из общего числа регионов только шесть (Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Камчатский край, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Алтай) свели бюджет с профицитом. По расчетам ЦМИ Сбербанка, дополнительные поступления от налога на прибыль потенциально помогут сделать бюджеты еще 6 регионов профицитными. К этим регионам относятся Курская и Сахалинская области, г. Москва, Республика Татарстан, Бурятия и Алтайский край.
Однако следует учесть, что нагрузка от повышения налога ляжет на бизнес. "Прежде всего от повышения налога пострадает маржа производителей", - говорится в отчете Сбербанка. Кроме того, это приведет к повышению цен на товары. Для экономики в целом негативный эффект связан со снижением величины частных инвестиций. Так, в исследовании налоговых режимов 50 развивающихся стран в период 1996-2007 гг. негативный эффект от повышения ставки налога на прибыль на 1 пп. оценивается в снижении величины частных инвестиций на 2,9%.
Обсуждается также повышение ставки страховых взносов с высоких зарплат. Сейчас работодатель отчисляет в ФОМС 5,1% от зарплаты сотрудника, не превышающей 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц). С зарплат свыше 624 тыс. руб. в год страховой взнос взимается по ставке 10% и полностью направляется в Пенсионный фонд. Отчисления в ФОМС не взимаются. Минфин предлагает отчислять 5,1% в ФОМС со всего объема фонда оплаты труда. Таким образом, нагрузка на работодателей, имеющих только низкооплачиваемых работников, не вырастет. Остальные будут платить не 10, а 15,1% с зарплат свыше 52 тыс. руб. в месяц. Такая мера принесет примерно 200 млрд руб. дополнительных поступлений в ФОМС. Однако под угрозой оказываются планы властей по созданию большого количества высокопроизводительных рабочих мест. Так как увеличение взносов с высоких зарплат повышает нагрузку тех компаний, которые задействуют высокопрофессиональный квалифицированный персонал. Кроме того, не исключено перераспределение заработных плат внутри организации в целях минимизации платежей.
Самым опасным для экономики страны эксперты считают рост НДФЛ. Это может привести к увеличению рынка "серых" зарплат более чем в два раза. Если в этом году, по данным Росстата, в России доля работающих "в тени" составляет 19% от общего числа занятых в экономике людей, то в 2018 году этот показатель может достигнуть 40% . "По статистике, в прошлом году после прекращения действия налоговых льгот по социальным выплатам количество ИП снизилось до уровня 2008 года - с 4 млн до 3,5 млн. При этом большинство бизнесменов не прекратили свою деятельность, а просто ушли "в тень", - напоминает генеральный директор компании "Финотдел" Денис Неретин.Среди возможных вариантов увеличения доходов бюджета рассматривается также повышение НДС на 2 пп. (с 10 до 12 и с 18 до 20%). В 2013 г. поступления НДС составили 3,5 трлн руб., или 14,5% доходов консолидированного бюджета. НДС является косвенным налогом с самой высокой собираемостью. Согласно оценкам ЦМИ Сбербанка, повышение НДС с 18 до 20% приведет к одномоментному скачку цен максимум на 1,7%. Это негативно отразится на объеме розничных продаж, который снизится максимум на 0,8%, что эквивалентно снижению ВВП на 0,3-0,4 пп. Повышение цен может быть ниже, если часть налога будет оплачена из маржи производителей или продавцов.
Дополнительные налоговые поступления НДС составят порядка 375 млрд руб. А негативные косвенные последствия такого шага не такие серьезные, как от повышения других налогов. К примеру, рост НДС не скажется на объемах инвестиций. Кроме того, исследование компании "Финотдел" говорит о том, что только 15% респондентов намерены после увеличения налога на добавленную стоимость повысить цены на свою продукцию. Это связано с тем, что большинство микропредприятий использует упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Кроме того, эксперты отмечают, что НДС не увеличивает нагрузку на работодателей. Есть и еще несколько плюсов повышения НДС. "Повышение ставок само по себе не приведет к увеличению административной нагрузки. Кроме того, поступления по НДС в полном объеме аккумулируются в федеральном бюджете. За счет межбюджетных трансфертов они могут оптимально перераспределяться между регионами", - говорит Егор Батанов. Поэтому повышение этого налога эксперты считают наименее травматичным вариантом пополнения бюджета.
http://www.rg.ru/2014/08/05/nds-ndfl.html |
Через 5-10 лет в наших карманах уже не будут шуршать бумажные деньги и звенеть монеты. Их место тихо займут банковские карточки, на которые все работодатели начнут перечислять зарплаты.
Российская экономика от этого получит дополнительные 1-2 процента к годовому росту - не надо будет так много тратить на обслуживание тяжеловесной наличной инфраструктуры.О такой перспективе "РГ" рассказал вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Как раз его организация обратилась недавно в ЦБ и минфин с концептуальными идеями по продолжению перевода большинства расчетов россиян на безналичку.
По части стимулирования безналичных расчетов между покупателем и продавцом за последнее время сделано уже очень много. "Пришла пора подумать о том же, но уже во взаимоотношениях между работником и работодателем. В этом и суть наших предложений, рассчитанных на среднюю и долгосрочную перспективу", - подчеркнул Олег Иванов.
Россияне сами переходят на безнал: треть операций с картами - оплата товаров, а раньше только деньги снимали
Первая ключевая вещь - россиян будут обеспечивать не абы каким "пластиком", а тем, который работает на основе создаваемой сейчас Центробанком Национальной системы платежных карт (НСПК). "Их массовый выпуск и выдача начнутся, скорее всего, ближе к концу 2015 года. Учитывая, что на руках у россиян уже больше 200 миллионов карт, работающих на основе международных платежных систем, задача перед регулятором стоит нетривиальная. В итоге, чтобы новые карточки были доступны для большинства наших граждан, может понадобиться еще два-три года", - полагает Олег Иванов. Предполагается, что внутри России они будут обслуживаться национальным оператором, а при выезде за границу - уже международным.Еще одна принципиальная вещь - работодателей никто не собирается заставлять переходить на безналичные. Тем более вводить для них крупные штрафы, как писали некоторые СМИ, отмечает собеседник "РГ". Речь идет, напротив, о стимулировании предприятий использовать больше карты, а не кассы.
Простимулируют работодателей, конечно же, деньгами. В частности, предлагает Олег Иванов, можно подумать о налоговых поблажках за активное использование безнала в денежных отношениях с работниками. "Можно было бы, например, предоставить российским регионам право давать таким предприятиям "скидки" по налогу на прибыль в размере одного процента", - считает он.
На самом деле плюсов от постепенного ухода от наличности при начислении зарплат довольно много. Получка становится "белой", а не скрывается за серым и черным цветами. Соответственно, собираемость налогов в стране тоже повышается. "Работник при развитой инфраструктуре приема банковских карт выигрывает, для работодателя уменьшаются расходы на обслуживание наличных зарплат. И не только для работодателя, но и для экономики страны в целом: она вырастет на 1-2 процентных пункта благодаря отсутствию лишних расходов хотя бы по напечатанию и утилизации налички", - сказал Олег Иванов.При этом никакой поголовной "обязаловки" для бизнеса в этом плане не предлагается. Даже в среднесрочной перспективе. "Мы все-таки представляем себе уровень развития инфраструктуры и ее серьезное различие в регионах", - отмечает собеседник "РГ". Торговые микропредприятия с годовым оборотом меньше 60 миллионов рублей сейчас по закону освобождены от обязательной установки терминалов по приему банковских карт. Аналогичная схема предлагается и для начисления работодателями зарплат на карточку. Так что "малыши" могут точно спать спокойно. По словам Олега Иванова, некоторые средние предприятия, находящиеся в условиях очень плохой "карточной" инфраструктуры, - тоже. В целом же у малых и средних предприятий с безналичкой дела обстоят совсем неплохо, очень многие работодатели в этом сегменте рассчитываются с сотрудниками через карточки, добавил вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин. "А если к этому добавятся еще и налоговые льготы - тоже хорошо, они станут мотивирующим фактором развивать безнал", - сказал он. По его мнению, еще более активный переход на "карточную систему" снизит число серых зарплат в малом и среднем бизнесе. По этой части помогло бы еще и снижение налоговой нагрузки, уточнил Владислав Корочкин.
Неофициальных зарплат "в конвертах" должно стать гораздо меньше уже через считанные годы
Понятно, что со слабой в ряде регионов инфраструктурой для использования "пластика" и связаны главные подводные камни по переходу на безналичку. И самый страшный сон их жителей - когда зарплата пришла в электронном виде, а снять-то ее и негде. Однако ситуация улучшается. И здесь многое зависит, кстати, и от поведения и привычек самого потребителя, отмечает Олег Иванов. "Каких-то четыре года назад это было очень большой проблемой. 93 процента всех операций с пластиком тогда - это снятие наличных в банкомате. А, соответственно, 7 процентов - оплата товаров, работ и услуг", - напомнил эксперт. Сейчас, говорит он, на последний пункт приходится уже больше трети операций с карточками. "А это значит, что наши граждане уже вошли во вкус и получили нужный опыт. И нужны дальнейшие меры для продвижения безнала в России", - подчеркнул Олег Иванов.
http://www.rg.ru/2014/08/05/nalichka.html |
Минпромторг России работает над созданием Государственной информационной системы промышленности, сообщается на сайте ведомства.
Создание системы предусмотрено разрабатываемым сейчас законопроектом «О промышленной политике в РФ». В Минпромторге России считают, что единая информационная база поможет обеспечить равномерное распределение производств по территории страны и позволит избежать концентрации однотипных производств в одних и тех же регионах. «Россия сейчас как никогда заинтересована в промышленном росте, которому мешает конкуренция на пустом месте», — пояснил идею проекта Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Кроме того, в системе будет содержаться информация о номенклатуре и объемах выпуска основных видов промышленной продукции. Благодаря этому предприятия смогут учитывать планы друг друга. Также в базе можно будет найти информацию о государственных программах, кадровом потенциале и лучших доступных технологиях.
С текстом законопроекта «О промышленной политике в РФ» можно ознакомиться на сайте Минпромторга России. Документ, пока не внесенный в Госдуму, направлен на развитие промышленного потенциала страны, организацию производства конкурентоспособной продукции, повышение производительности труда, поддержку социально-экономического развития иобеспечения безопасности России.
ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/557552/#ixzz39Uw7qioP
|
Приказ Роструда от 02.06.2014 N 199 "Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда"
Утвержденными Рекомендациями предусмотрено, в частности, что при организации и проведении надзорно-контрольных мероприятий в отношении организаций, уполномоченных на осуществление специальной оценки условий труда, государственным инспекторам труда следует руководствоваться общими требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного контроля (надзора).
Проверки организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, могут проводиться государственными инспекторами труда как в плановом, так и во внеплановом порядке при наличии соответствующих оснований, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Трудовым кодексом РФ.
Цели, задачи, предмет каждой конкретной проверки, правовые основания и форма ее проведения, а также перечень надзорно-контрольных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки, определяются руководителем государственной инспекции труда (его заместителем) исходя из обстоятельств и фактов, послуживших основанием для ее проведения.
Государственные инспекторы труда также должны учитывать сроки проведения проверки (и сроки их возможного продления): в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36103.html © КонсультантПлюс, 1992-2014
|
На родного брата российской экономики - импорт - я смотрю с точки зрения нынешних и, может быть, предстоящих ограничений со стороны наших ведущих экономических партнеров. Еще толком ничего не произошло, а народ уже начал пугаться пустых прилавков. Что ж, страх наших людей перед возможными импортными лишениями беспочвенен как минимум по двум причинам.
Во-первых, мы пережили страшный постсоветский период. Времена величайших унижений. Хуже этих лет трудно что-либо придумать. Правда, как это часто бывает, нет худа без добра. Прошедший по России ледяной ад 90-х, если вспомнить, был абсолютно импортным, и не только с точки зрения потребления. Многие в мире помогали бедной России-матушке. Кто-то присылал гуманитарную помощь, а иные строили (пусть даже исключительно из своих меркантильных побуждений) заводы по производству шоколадных батончиков и йогуртов. По иронии судьбы, именно эти страшные годы привлекли в Россию огромное количество инвестиций.А теперь волна за волной вводятся экономические ограничения со всеми вытекающими. Они никогда не сравнятся с недавно пережитыми глубочайшим унижением и величайшей нищетой. Это означает, что обслуживание собственного суверенитета выгодно и окупаемо. Тем более неэффективное замещение импорта прогнозируют в основном люди, мыслящие категорией "холодной войны". Но мир изменился, и сегодня Россия за занавесом мало кому выгодна.
Во-вторых, к слову, о замещении импорта, о которомрассказывает "РГ" на 1-й и 2-й полосах, мы стали богаче. И это, надо полагать, точка невозврата. У нас давно стоят заводы, производящие иномарки в космическом масштабе. Мне трудно представить, сколько коней купает в шампанском та или иная компания, когда выходит на российский рынок. У нас есть все, и это все уже давно не импортное. Имеется возможность приобрести иномарку, сделанную в Питере; можно пить иностранные вина ярославского производства; на любом рынке (и даже в любом ТЦ) мы можем примерить итальянскую обувь, сшитую из кожи российских телят. Единственное, чего нам не хватает, - это лекарств, нормальной одежды и молока. Но подозреваю, что эти вопросы мы сможем решить. С молоком точно все будет в порядке (с сельским хозяйством в России никогда не было проблем). С одеждой худо-бедно справимся, а вот лекарства - это действительно проблема.
Впрочем, все вышеизложенное меркнет перед элементарной мыслью. Все ограничения, направленные на ухудшение экономики той или иной страны, это налог на суверенитет. Современная самостоятельная держава не может обойтись без ограничений. Это плата за свободу проводить собственную политику.
http://www.rg.ru/2014/08/04/golova.html |
За фальсификацию отчетности банкиров будут лишать свободы на срок до 4 лет. Либо штрафовать на миллион рублей.
Сегодня Уголовный кодекс пополнился новой статьей. Она касается отчетности банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. То есть всех участников финансового рынка, которые попадают под контроль Центробанка. 2 августа вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в том числе и в Уголовный кодекс.Наказывать банкиров будут за указание в документах заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, обязательствах, имуществе, финансовом положении кредитной организации. Правда, надо будет доказать злой умысел: все это делалось, чтобы скрыть ситуацию в банке, которая ведет к банкротству.
Если "повезет", виновник может отделаться штрафом: от 300 тысяч до миллиона рублей. А может попасть и на принудительные работы с запретом занимать определенные должности до трех лет. И, наконец, нарушителя ждет четыре года тюрьмы. Это уже, как суд решит.
Как сказала глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме и обосновывая необходимость таких мер, неправомерные действия менеджмента банков не должны оставаться безнаказанными, ведь за это расплачиваются государство, кредиторы и вкладчики. К тому же, подчеркнула она, подделка документов и создание схем вывода средств нельзя предотвратить только контролем. И ЦБ попросил депутатов ввести уголовную ответственность за фальсификацию финансовой отчетности. Что они и сделали.
http://www.rg.ru/2014/08/02/bankiri-site-anons.html
|
|
|